Прогулкии на Эльбрусе

На Эльбрусе я не был.

Так уж вышло, что все профессиональные

спортсмены (в бывшем)-туристы (в том же бывшем), составляющие

значительный процент моих друзей, ходили-водили свои походы по Кавказу.

Я делал то же самое на всяких Памирах-Алаях. И свято верил, что

“Чегет-Донгузорун-Гарабаши (с) Ю.Визбор” - суть три разные вершины (А

Слава КПСС - вообще не человек. Старый анекдот). И их бесконечные

рассказы про Шхельды-Ушбы и про “Ты что, не видишь - вон же Семерка!!”

навевали тоску и понижали самооценку. В эти чудесные минуты и часы,

когда речь собеседников лилась рекой, было как то стыдно. Нет, вот уже

лет пятнадцать я там катаюсь, катался и с приюта, и с Пастухова, но

это… Как бы… Не то. Приближались майские. Вопрос, как их провести,

вставал все острее. Вдобавок, один уважаемый дружочек, на мой вопрос,

где погулять на Кавказе, ответил: “А что там гулять? На Эльбрус лезь!”.

Короче, с мотивацией понятно.

Думалось, чтобы доказать себе, что еще ого-го, я выбрал не самый

трудный способ. С одной стороны - Эльбрус самая высокая гора в Европе. С

другой - на него даже джип затаскивали. С одной - все бывалые (и

бывавшие) в один голос говорили - ты там поаккуратнее, на рожон не лезь,

все очень серьезно. Необходимы три вещи: лошадиное здоровье, правильная

акклиматизация и удача. Большая удача. С другой - пердоли (г.г.

участники, не в первый раз делящие со мной авантюры. прим. автора)

молоды и здоровы, и упрут, и упрутся. Климуху так растянем дней на пять.

И с погодой договоримся.

Короче, план войны был такой: акклиматизация пара дней, побегав

в сторону Чегета и обсерватории, плавный подъем от Азау ножками,

последняя ночевка на скалах Пастухова, а там как карта ляжет. Задача

взойти НЕ стояла. Как карта ляжет. Почему-то думалось, что ляжет

нормально. Ага. Щасс!

Приехали в Терскол - пошел дождь. Со снегом и ветром. Народ рвется жить

в палатке с целью “потренироваться”. Еле уговорил переехать к Махмуду в

гостиницу и не мокнуть. В нашем возрасте силы не надо накачивать, их

надо беречь.

Полезли в сторону Чегета. С поляны и до 3600 по GPS и вниз. Великая

штука GPS, но об этом позже. Низко. Дождь со снегом. Мокро. Туман. Но

ветра почти нет.

Кататкой закинули рюкзаки на Мир. Доперли до бочек (третья очередь не

работала). Снег, ветер. Народ почти не катается - ничего не видно. И

жуткий рельеф: Фирновый жесткий склон с глубокими (по колено)

переметами. Отличить можно только по оттенкам белого, но среагировать

уже не успеваешь. Брал с собой доску. Улетел с полки перед кругозором,

сломал ПЛАТФОРМУ у передней ноги. Не самые плохие крепления, кстати. Как

дальше спускался - вспоминать не хочется. Последняя теплая ночь. Все

время пытаюсь внушить пердолям: “В словосочетании горнолыжный курорт

ключевое слово - “КУРОРТ”!”.

Первая ночевка в палатке. 3900, чуть выше гарабаши. -15, снег, ветер.

Снежная стенка. Не спасает. Палатка рвется. Тут же зашивается.

(представьте: снег, ветер, мороз, ИГОЛКА!!!). Воду надо топить, но газа

много. Только нудно и пар сразу превращается в иней на пологе.

Лирическое отступление.

Когда находишься на высоте 4000 метров над уровнем моря, твой мозг

страдает от недостатка кислорода. Сильно. От чего и болит. Если опустить

долгие описания мучений, то как с бааальшого бодуна, только хуже. ты

проспал на этой высоте всю ночь. Не выспался, потому что холодно, и

метет, но все-таки несколько часов беспокойного сна было. Встаешь,

сбиваешь иней с потолка, засовываешь ноги в ботинки, завязываешь шнурки

и: все. На эти действия у тебя ушли все набранные за ночь силы.

Тяжелейший рабочий день еще впереди.

Уже ночевки на приюте. С мыслью перенести штурмовой лагерь повыше в

район скал расстались. Очень подготовленный Краснодар там сдуло нафиг, а

у них штурмовая “Салева”, а не наш сарай. И жуткий лед. Натечный,

бутылочный, зеленый, зимний. Кошки не держат, ледобуры выкалывают его

линзами. Спасатели в один голос отговаривают лезть, пока кто-нибудь

перила от Пастухова до косой полки не провесит. Это метров 800. Спускали

черный мешок. Швейцарец. Гид. Т.е. высокий профессионал. Мда.

Распогодилось. Т.е.снег кончился. Ветер остался. На “Приюте 11″

запустили гостиничку в здании бывшей котельной и селят туда иностранцев.

И чуть выше поставили железные вагончики с нарами. Не топят, но хоть не

дует. Лирическое отступление.

После акклиматизационного выхода с приюта с набором высоты в 600 метров

ты быстро спускаешься, потому что очень плохо. Когда добираешься туда,

где есть люди, домик-контейнер и немного талой воды, то не заходишь в

помещение, а ложишься на снег. Почему? Потому что хочется умереть на

воздухе, которого катастрофически не хватает.

О силе воли можно забыть. Когда страдает физиология, психология уходит.

Мотивация на этом этапе - пустое слово из книжки про психологию

подростков.

Сидим, считаем. 5640 (высота Эльбруса) - 4100 (высота Приюта)=1500 по

высоте. + лед. Мда. Ломанемся, куда сил хватит или пока опасно не

станет.

Опасно стало метров через 100 после скал Пастухова. Повернули назад.

Прибор показывал 4940. До вершины оставалось 700 метров :-D. Про ЖПСку

писать расхотелось, просто поверьте, что вещь нужная. Особенно в тумане.

Реально обеспечивает безопасность. И рации. Реально берегут нервы.

Вот так погуляли в сторону Эльбруса. Ключевое слово - “курорт”.

А вот людей, которые там, наверху, никогда не были, можно отличить,

прислушавшись к их разговорам. - ерунда это все. Там просто

красиво. И красота эта, как и любая другая требует жертв. Но оно того

стоит.

Горы, как и море, видели практически все. Но только сбоку. А мы видели

их вершины, которые ниже тебя. И облака, которые ниже тебя. Солнце бежит

по небу, и в его лучах картинка движется, каждое мгновение открывая

что-то иное. Правда, за 3 дня пребывания на большой высоте и это

становиться привычным. Хотя нет: восхищение остается, вот только терпеть

холод, ветер, невозможность поссать и покурить становиться невыносимым.

восхождение - это не подвиг. Но это каждый должен попробовать САМ, чтоб

решить, оно ЕМУ надо?

ЗЫ. Цена вопроса

автомобиль 1400км*2(туда-сюда)=2800/100*10(10 литров на сотню)*20(цена

бензина)/5 человек = 1200. Эбаут. С едой в дороге.

жилье 250*4=1000

канатки 80*5=400

Еда, аптека, снарь докупить (тратилось в Пензе) 8000/5=1600

Послепоходный жор и подарки родным и близким - не предсказуемо.

Итого я уложился в пятерку.

ЗЫ ЗЫ. За это время с горы спасатели спустили пять трупов, девочку с

острой легочной недостаточностью и два серьезных перелома. За семь дней,

что мы там были. А эльбрусиада началась только 9 мая. Ее печальных

итогов не знаю. Поэтому - “не читайте с утра советских газет!” И ТВ не

верьте.

Ветер задувает свечу, но раздувает костер - Франсуа Ларошфуко