История горнолыжного спорта

На рубеже тысячелетий катание на горных лыжах и одно из самых массовых и дорогих зимних развлечений. Более того, этот вид спорта, как и горный туризм, определяет уровень экономики ряда стран Центральной Европы.

Именно старушка Европа стала колыбелью горнолыжного спорта. Он возник в середине XVIII в. в Скандинавии. Если задаться целью найти идеальное место для такого катания, то лучшего и не придумать: Скандинавские горы невысокие, некрутые, и со снегом здесь проблем нет.

Деревья, растущие на склонах гор, и те естественные препятствия, огибая которые, любители острых ощущений осваивали новые маневры. Вероятно, они сначала просто лавировали между елями и скалами, потом в качестве баланса приспособили копьё. Тем более что лучшими лыжниками в Скандинавии тогда были охотники. Позднее копьё заменили на шест и прообраз лыжных палок. Техника спуска резко отличалась от современной. Лыжник скользил, выставляя вперёд то одну, то другую ноту, а шестом притормаживал и «подруливал», втыкая его в снег либо справа, либо слева от себя.

Считается, что первые лыжные соревнования прошли в 1767 г. в окрестностях норвежского городка Телемаркена. Участники состязались в равнинной гонке, прыжках и горном спуске. Кстати, именно это место дало название стилю, модному по сей день и ставшему отдельной дисциплиной в официальных чемпионатах и телемарк.

Другое географическое название, перекочевавшее в горнолыжный словарь - Христиания (ныне Осло, столица Норвегии). Христианией назвали один из первых приёмов поворотом и торможения в горнолыжном спорте. Страстным его пропагандистом был Сондре Нордехейм, приложивший немало труда, чтобы сделать лыжи популярными и безопасными. Все самые смелые технические находки сфере лыжной амуниции того времени принадлежат ему. Знаменитый норвежский путешественник Фритьоф Нансен подробно описал стили катания и используемый инвентарь. Простые дощечки, для удобства передвижения подбитые мехом, постепенно превратились в сложные конструкции. Лыжи приобрели изящный изогнутый профиль. Продольный желоб на скользящей поверхности обеспечивает их устойчивость. Края для лучшей маневренности окантованы древесиной особо твёрдых пород. Очень скоро лыжная «болезнь» из Скандинавии добралась до Центральной Европы и особенно распространилась в Альпийском регионе,

Австрийцы первыми начали совершенствовать снаряжение и технику, приспосабливая их к более крутым альпийским склонам. Раскатистый телемарк сменился более маневренным, надежным плугом и изящными поворотами на параллельных лыжах. Появился и собственный лидер - австрийский альпинист Матиас Здарски. Он издал первый учебник по горно-лыжной технике, в котором суммировал все знания о ней.

Зимой 1911 г. близ швейцарского местечка Монтана состоялись первые соревнования по скоростному спуску. Десять лыжников состязались в удали на абсолютно неподготовленной трассе. Организатором авантюры был англичанин Арнольд Лунн. Он же возглавил «крестовый поход» на Международную федерацию лыжного спорта: энтузиасты-горнолыжники требовали официально признать их любимый спорт. Борьба с чиновниками длилась 20 лет. И наконец в 1931 г. на чемпионате мира в Швейцарии прошли состязания по скоростному спуску и слалому, причём женщинам предоставлялось такое же право рисковать жизнью, как и мужчинам. На этих соревнованиях победили английские спортсмены. В последующие годы мало кому удавалось нарушить монополию «альпийских королей» - австрийцев, швейцарцев, французов и итальянцев (родоначальники этого вида спорта, норвежские горнолыжники, сразу ушли в тень). Вплоть до 1939 г. первенства мира устраивались каждый сезон. Затем после 11-летнего перерыва череда чемпионатов возобновилась, однако теперь их проводили раз в два года.

Несмотря на ошеломляющий успех горнолыжного спорта в европейских странах, «олимпийскую прописку» скоростной спуск и слала приобрели лишь с четвёртой попытки: на зимних Играх 1936 г. в Гармиш-Партенкирхене 756 участников из 28 стран боролись за первые олимпийские медали.

Первый чемпионат СССР по горнолыжному спорту состоялся в 1934 г. под Свердловском. Программа соревнований была небогатой : в неё входил лишь мужской слалом. Открыл список обладателей национальных титулов Владимир Глассон. В 1937 г. в заполярном Кировске программу чемпионатов дополнил скоростной спуск. Победителем в нем стал Вадим Гиппенрейтер. Вопреки международным тенденциям спортсменки приняли участие в первенстве страны только в 1940 г. Титул чемпионки в скоростном спуске завоевала Галина Таёжная.

Белая олимпиада 1956 г. в Кортина-д Ампеццо оказала большое влияние на дальнейшее развитие горнолыжного спорта в Европе. С Игр в Италии впервые велись прямые телевизионные репортажи. Они произвели такое впечатление на зрителей, что катание на горных лыжах вскоре превратилось в весьма выгодное коммерческое предприятие.

До 1966 г. горнолыжники соревновались на Олимпийских играх и чемпионатах мира и выявить сильнейшего удавалось не всегда. В результате родилось новое соревнование многоэтапный Кубок мира.

Обладателем первого в истории Большого хрустального глобуа - главного приза Кубка и в 1967 г. стал Жан Клод Килли.

Кубок мира приносит огромные прибыли предприятиям горнолыжной индустрии и туристского бизнеса, телевизионным компаниям и т. д.

Для горнолыжников получить вожделенный Большой хрустальный глобус не менее престижно, чем выиграть олимпийское «золото».

Каждое новое десятилетие «Белой карусели» рождает своих героев. Кумир 70-х гг. и австриец Франц Кламмер. С какой отвагой спускался он по самым сложным и опасным трассам! За десятилетнюю карьеру Кламмер одержал множество побед, но лишь один старт в 1976 г. на трассе Патшеркофель в Инсбруке принёс ему золотую олимпийскую медаль.

Другой яркий пример - швед Ингемар Стенмарк, величайший горнолыжник, «эталон технического совершенства», как именовали его специалисты. За 16 лет Стенмарк добился всех мыслимых призов. Трижды получил Гран-при Кубка мира, а на Играх в Лейк-Плэсиде взял верх и в слаломе, и в слаломе-гиганте. Его достижение на этапах «Белого цирка» (86 побед!) до начала XXI столетия не превзошёл никто.

Безраздельное царствование Ингемара Стенмарка внезапно нарушил «человек с Луны». Так называли юного, но суперталантливого Александра Жирова, который за один сезон выиграл четыре этапа Кубка мира в специальном и гигантском слаломах.

СКОРОСТЬ И ВИРАЖИ

В программу соревнований по горнолыжному спорту входят скоростной спуск, слалом, гигантский слалом, горнолыжная комбинация и супергигант.

Трасса скоростного спуска длиной от 2,5 до 4 км и более (самой длинной считается швейиарская трасса Лауберхорн в Венгене - 4,3 км) практически повторяет рельеф склона, на котором она устроена. Спортсмены проходят её в закрытой стойке, чтобы уменьшить сопротивление воздуха. С той же целью горнолыжники надевают обтягивающий комбинезон и используют искривлённые, прилегающие к телу палки. Длинные (215и225 см. лыжи придают устойчивость на больших скоростях. Лучшим дизайнером спусковых трасс в течение последнего десятилетия XX в. был чемпион Олимпийских игр в Саппоро швейцарец Бернар Русси.

Слалом (специальный слалом) и прародитель всех горнолыжных дисциплин. Здесь самая короткая трасса (до 700 м), крутая, с часто расставленными воротами. Результат определяется по сумме двух попыток. В слаломе повороты резкие и динамичные, поэтому лыжи ИСПОЛЬЗУЮТСЯ короткие.

Гигантский слалом представляет собой нечто среднее между слаломом и скоростным спуском. Трасса значительно длиннее слаломной (1200и1500 м), ворота расставлены пошире, что определяет менее напряжённую траекторию спуска. По длине и форме лыжи для слалома и скоростного спуска несколько отличаются.

Официальные соревнования состоят из двух попыток, а итог выводится по сумме баллов. Причём во второй из них обладатели 30 лучших результатов стартуют в обратном порядке в зависимости от показанного ими времени прохождения

трассы. Такая же система применяется и в специальном слаломе.

Горнолыжная комбинация введена в программу состязаний в 1975 г. В зачёт идут выступления в специальном слаломе и скоростном спуске. На чемпионатах мира и Олимпийских играх для комбинированных стартов выделяется свой день.

Супергиганти новая дисциплина, которая появилась в программ Кубка мира в 1983 г. потому, что гонщики, выступавшие в технических видах (в специальном и гигантском слаломах), имели больше шансов на победу в итоговом Гран-при, чем спусковики. Трасса супергиганта длиной 2,5и3 км проходит по пересечённой местности и почти так же сложна, как в гигантском слаломе. Скорости же на ней близки к скоростям спуска. Лыжи для супергиганта несколько короче, чем для обычного слалома. Результат в этом виде соревнований определяется по одной попытке.

В 80-х гг. молодая советская сборная перевернула устоявшийся в своих приоритетах альпийский мир. Валерий Цыганов, Владимир Андреев, Владимир Макеев, Надежда Патракеева и вот имена покорителей горнолыжного Олимпа того времени.

В отличие от Стенмарка («чистого» слалоМиста) и Кламмера (только

спусковика), блистательный Марк Жирарделли из Люксембурга пять раз удостаивался звания самого универсального лыжника планеты. Кроме того, Жирарделли десять раз выигрывал Кубки мира. Но олимпийской наградой он, как ни странно, похвастаться не мог.

В конце 80-х - начале 90-х годов| громче других звучало имя великого| итальянца Альберто Томбы. На его счету девять медалей чемпионатов мира и Олимпийских игр, а также 50 побед на этапах Кубка мира (больше только у Стенмарка). В I995 г. спортсмен даже сумел получить Большой хрустальный глобус, выступив лишь в технических дисциплинах.

«Король умер, да здравствует король!» Гран-при 1998 г. завоевал новичок «Белой карусели» австриец Херман Майер. К тому же он увез и два Больших хрустальных глобуса - за супергигант и скоростной спуск. Свой успех Майер повторил и в розыгрыше Кубка мира 2000 г. Его пока недолгая карьера украшена и двумя золотыми медалями Олимпийских игр в Нагано.

В горнолыжном спорте ничуть не меньше славных женских имён. Прежде всего это немка Христель Кранц и легенда 30-х гг., первая олимпийская чемпионка в двоеборье на Играх 1936 г. Она обладательница 12 золотых наград чемпионатов мира.

Сестры Гойчель, Мариэль и Кристин (Франция) стали центральными фигурами Олимпиады 1964 г.. выиграв «золото» и «серебро» в слаломе и гигантском слаломе. Через четыре года в Гренобле Мариэль получила ещё один высочайший титул.

В Саппоро (1972 г.) зажглась юная звезда на горнолыжном небосклоне и швейцарка Мари Терез Надиг. Она завоевала две золотые мелали, разбив надежды знаменитой Анне-Мари Прёлль, наиболее титулованной горнолыжницы всех времён (шесть Кубков мира, 62 победы на этапах Кубка, «золото» на Олимпийским играх 1980 г.).

«Золотым веком» горнолыжного спорта называют десятилетие со второй половины 70-х до второй половины 80-х гг. Однако в 90-х гг. этот вид спорта стал более жёстким и прагматичным. Атлеты уже ясно понимали, что их благосостояние зависит от успеха в гонке: призёры состязаний получают немалые деньги. Мастера высокого класса осознают меру риска, с которым сопряжён их труд, и требуют соответствующей компенсации. На них работает многочисленный обслуживающий персонал фирм-спонсоров. Совершенствуется экипировка, меняются техники спуска, трассы, регламент соревнований. Но хотя горнолыжник начала III тысячелетия совсем не похож на своего предтечу со Скандинавских гор, объединяют их отчаянная сме лость и желание мчаться всё быстрее и быстрее. А в этом и кроется суть магически прекрасного и немного загадочного горнолыжного спорта.

СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ

Слово «лыжник» вызывает в памяти разные образы. Лыжник-гонщик, стоически преодолевающий километр за километром. Горнолыжник, мчащийся вниз по снежному склону в своей «космической» амуниции. Лыжники стреляющие. Лыжники летающие. Лыжники, несущиеся по воде… И, наконец, фристайлисты, исполняющие самые невообразимые па.

Понятие фристайл (англ, free style), иначе свободный стиль, давшее название этому виду спорта, полностью отражает его суть. Пионеры свободного стиля, которые в начале 60-х гг. XX столетия от скуки чудачествовали на склонах Альп, слышали в свой адрес отнюдь не лестные эпитеты: «крейзи» (англ, «сумасшедший») был самым мягким из них. Да и на что ещё могли рассчитывать безумцы, бросающиеся в никуда со снежных карнизов и крутых бугристых склонов?

Однако такие зимние развлечения вскоре стали популярны не только в Европе, но и в Японии, Северной Америке. А впоследствии образовалось три официальные дисциплины фристайла, нисколько не похожие одна на другую: лыжная акробатика, могул и акроскинг (лыжный балет).

По всем трём с 1978 г. проводится многоэтапный Кубок мира.

ЛЫЖНАЯ АКРОБАТИКА. Акробатический стадион состоит из горы разгона, платформы, где находятся несколько разных по размеру трамплинов, и крутого склона приземления. Спортсмен должен исполнить два заранее заявленных прыжка. Оценку выставляет бригада из семи арбитров. Они учитывают коэффициент сложности продемонстрированных фигур - сальто, винтов, переворотов и т. д. Самый сложный прыжок, разрешённый на официальных соревнованиях, и тройное сальто прогнувшись с четырьмя пируэтами. Однако на коммерческом турнире «Бамбс энд Джампс» (2000 г.) олимпийский чемпион в Нагано американец Эрик Бергуст вне программы впервые успешно показал публике четверное сальто с четырьмя пируэтами.

МОГУЛ. Эта разновидность фристайла (от англ. mogul и «бугор») родственна слалому, только трасса крутизной от 25В° до 33В° с ритмично расположенными буграми короче -250и300 м. По количеству фигур различают прыжки одинарные, двойные, тройные и т. д. Участник проходит трассу и завершает её двумя фигурными прыжками. Лыжи, используемые в могуле, лишь немного отличаются от слаломных. Бригада из семи арбитров оценивает технику и эстетику спуска. Учитывается и затраченное на него время, которое по определённой схеме переводится в баллы. В квалификационных состязаниях перед финальным стартом отбираются по 12 лучших спортсменов среди мужчин и женщин. С 1990 г. программу официальных соревнований дополнил параллельный (парный) могул. По сравнению с индивидуальным могулом здесь более важна скорость.

АКРОСКИНГ. На состязаниях спортсмен выполняет произвольную программу, которая состоит из заранее заявленных элементов и переворотов через лыжную палку, вращений и т. п. Судьи оценивают её техническую сложность и артистизм участника. Соревнования проводятся на недлинном. некртом и обязательно гладком склоне.

В 1986 г. на савойском курорте Тинь прошёл первый чемпионат мира по фристайлу. Из восьми золотых медалей шесть достались атлетам из США Фристайл тогда приобрёл невероятную популярность. Его включили в программу зимней Олимпиады 1988 г. как демонстрационный вид, а на следующих Играх он получил официальный статус.

В Калгари, на XV Белой олимпиаде, посмотреть на состязания по фристайлу собирались толпы. Ни один вид лыжной программы не имел подобной аудитории. Несмотря на оглушительный успех фристайла, чиновники от спорта сочли, что для дебюта в Альбервиле подходит лишь одна дисциплина и могул.

ЧЕМПИОНЫ ФРИСТАЙЛА. В СССР федерация фристайла образована в 1988 г., и первым её детищем стал проект подготовки к Белой олимпиаде 1992 г. Причём тренировки проводились по всем дисциплинам, а не

только в могуле. И 1991 г. принёс первые плоды такой политики. На чемпионате мира в Лейк-Плэсиде советская команда получила две золотые медали. Василиса Семенчук из Ташкента победила в состязаниях по акробатике, а Сергей Шуплецов из Чусового и в комбинации (в неё входят лыжная акробатика, могул и акроскинг). В соревнованиях на Кубок мира советские спортсменки одержали три победы на этапах в могуле.

Фаворитами олимпийского турнира в Альбервиле были французы | Эдгар Гроспирон и Рафаэль Моно. Женский финал блистательно выиграла американка Донна Уайнбрехт. Но и дебют советских фристайлисток на зимней Олимпиаде прошёл успешно: москвичка Елизавета Кожевникова завоевала серебряную медаль.

Стабильно высокие результаты российской сборной стали нормой и никого не удивляли. В 1993 г. на чемпионате мира в австрийском Альтенмаркте суперуниверсал россиянин Сергей Шуплецов выиграл второе «золото» в комбинации. Москвичка Елена Баталова завоевала чемпионский титул в лыжном балете.

Очередные зимние Олимпийские игры состоялись в норвежском Лил лехаммере в 1994 г. Здесь в число дисциплин впервые вошла лыжная акробатика.

В женском могуле первенствовала Стине Лиза Хаттестад из Норвегии, а отличившаяся на предыдущих Играх Елизавета Кожевникова получила бронзовую медаль. На соревнованиях среди мужчин стотысячная толпа наблюдала за драматичным противоборством трёх грандов: чемпиона мира канадца Жана Люка Брассара. чемпиона мира и Белой олимпиады-1992 Эдгара Гроспирона и Сергея Шуплецова.

На первое место вышел канадец: за уникальный финальный спуск арбитры присудили ему золотую медаль. Шуплецов получил серебряную награду. К сожалению, карьера этого талантливого лыжника вскоре оборвалась: в 1995 г. он погиб в автомобильной катастрофе во Франции в деревушке Ля Клюза.

Ярким событием последних лет XX в. стала борьба за олимпийское «золото» в могуле. В Нагано экспрессивный американец Джонни Мозли неожиданно встретил упорное сопротивление со стороны финнов Сами Мустонена и Янне Лателла. Однако судьи не устояли перед умопомрачительными прыжками Мозли. Он завладел олимпийским титулом и… перешёл Е профессионалы.

В лыжном балете во второй половине 90-х гг. все чемпионские титулы получили российские спортсменки:

Елена Баталова (1995 г.), Оксана Кущенко (1997 г.) и Наталья Разумовская (1999 г.). Пока эта дисциплина не признана олимпийской.

С появлением других экстремальных видов спорта, например сноубординга и фрирайда, фристайл заметно потерял популярность. Но стоит помнить о том, что именно благодаря фристайлу родилось понятие «лыжная экстремальность», получили свой вид спорта люди «без тормозо», которые всегда были и будут проводниками в мир запредельного.

Разум - сложный инстинкт, не успевший еще сформироваться - Аркадий и Борис Стругацкие