Все о подьемниках (перевод из Complete Skier)

Горнолыжные подъемники открывают дорогу в горы. Подниматься в гору пешком тяжело и долго, поэтому чем быстрее Вы научитесь пользоваться подъемниками, тем больше километров сможете проехать и тем быстрее научитесь кататься. Поначалу использование подъемниками может показаться сложным, но Вы быстро научитесь.

Буксировочные подъемники

Скорее всего самый первый встретившийся Вам подъемник будет буксировочного типа. Наиболее распространены так называемые "кнопочные" буксировочные подъемники, так же называемые "помасы" в честь их изобретателя - француза с необычной (гы :-)) фамилией Помогальский, также называемые "швабрами" за свой внешний вид.

Буксировочный подъемник представляет из себя непрерывно двигающийся трос, к которому прикреплены шесты, на концах которых закреплены тарелки.В случае кнопочного подъемника тарелки прикреплены подпружиненным шнуром, на "помасах" просто закреплены на конце шеста. Шесты могут двигаться непрерывно вместе с тросом, а могут скапливаться внизу, дожидаясь когда лыжник за них ухватиться. В любом случае Ваша задача просунуть тарелку между ног и ехать на буксире на вершину склона.

Берем буксир

Возьмите обе палки в одну руку. Дождитесь момента, когда можно будет взять буксир. Об этом Вам скажет оператор, или загорится зеленый свет, или поднимется барьер. Возьмитесь за шест свободной рукой. Если у подъемника шесты скапливаются внизу, и нужно нажать переключатель, чтобы начать движение, найдите переключатель. Просуньте шест между ног и убедитесь, что Ваши лыжи параллельны и расставлены достаточно широко. Приготовьтесь к тому, что Вас потянет буксир, только не пытайтесь сесть на тарелку!

Возьмите шест и включите переключатель

Подъем

Стойте свободно, держите лыжи параллельно, позвольте шесту буксировать Вас.

Сходим с подъемника

Следите за сигналами, предупреждающими о конце подъема.

Как только достигнете сигнала, предупреждающего о сходе с подъемника, вытяните шест, который находится у Вас между ног с помощью свободной руки. Убедитесь, что шест никого не заденет и отпустите его.

Сразу уходите от подъемника.

Не спешите, оцените обстановку.

Когда Вы приехали, отпустите шест и быстро освободите дорогу..

Особенности

У некоторых подъемников очень резкий старт! Если лыжник перед Вами взвился в воздух, приготовьтесь стартовать прыжком.

Если трос соскочит с лебедки, сохраняйте спокойствие, держите ноги пошире, расслабьтесь и следуйте за шестом. Шесты вскоре начнут сползать вниз по склону. Крепко держитесь за шест, притормаживайте плугом.

Если Вы упали, быстро освободите дорогу.

Дети и очень легкие взрослые

На старых подъемниках дети и очень легкие взрослые могли быть подняты в воздух и вращаться на шесте в десятке сантиметров от земли.. Может случиться по разному - поворот на 360 градусов вполне безопасен, а на 90 градусов - нет. Единственный путь - попытаться дотянуться до снега хотя бы задниками лыж и надеяться на благополучное приземление. Такое случается исключительно редко, и никогда не случается на современных подъемниках.

Подъемники Т-типа

Как следует из названия, подъемник Т-типа выглядит как большая перевернутая буква "T", прикрепленная к тросу за ножку, Жертвы выстраиваются в линию по двое, когда Т-образная перекладина подъезжает, лифтер опускает ее вниз, пропуская ножку Т между лыжниками, а перекладину размещает у них пониже спины. Затем пара горнолыжников начинает подъем.

Подъемники Т-типа были очень широко распространены, хотя сейчас на большинстве курортов их заменяют на более удобные подъемники. Вы их не найдете на большинстве курортов западной Европы и тем более в США, но в остальных странах они по-прежнему часто используются.

Постарайтесь найти партнера примерно Вашего веса.

Повернитесь, чтобы ухватиться за основание перекладины.

Садимся

Встаньте рядом с партнером, палки держите с внешней стороны, ухватитесь рукой за перекладину.

Travelling

Держите лыжи параллельно друг другу во время буксирования. Не толкайте лыжу или ботинок партнера, помните - это Ваш партнер, а не противник.

Сходим

Решите, кто из вас придержит перекладину, пока другой сойдет с подъемника: это сделать тот, кто находится на дальней от поворотного столба стороне.

Будьте осторожны, когда отпускаете перекладину: она может завертеться и ушибить кого-нибудь, пока ее трос сматывается в крепление. Освобождайете площадку подъемника как можно быстрее.

Советы

Найдите партнера с такой же широкой задницей, как Ваша.

Если вы поднимаетесь в одиночку, или если приходится напрягать каждый мускул, чтобы удержаться на подъемнике, передвиньте конец перекладины под внешнюю ягодицу.

Наклонитесь к плечу Вашего партнера, и попросите его сделать тоже самое.

Отпускайте перекладину осторожно

Кресельные подъемники

Кресельные подъемники обеспечивают цивилизованный способ подъема на гору, предоставляя возможность несколько минут отдохнуть и полюбоваться пейзажем. Кресла, обычно двух, трех, или четырехместные, закреплены на тросе, безостановочно двигающемся вверх по склону. Очень комфортабельные, высокоскоростные, они стремительно двигаются на подъеме и предупредительно замедляются для посадки лыжников.

Садимся

Возьмите палки в руку. Встаньте так, чтобы приближающееся сиденье было точно у Вас за спиной. Некоторые проскальзывают немного вперед, чтобы первый удар сиденья приняли на себя оставшиеся компаньоны. Садитесь, как только сиденье Вас коснется. Если удалось избежать удара палками в лицо соседу - сели идеально.

Опустите страхующую перекладину как только сиденье сойдет с платформы. Постарайтесь ничего не уронить, а если все же что-то упало, запомните номер следующей опоры, чтобы потом сориентироваться.

После посадки держите палки аккуратно.

Выходим

Когда увидите, что подъезжаете, откройте страховочную перекладину. Если у Вас поясная сумка или рюкзак, проверьте, что они не зацепились за что-нибудь. Поднимите концы лыж, чтобы не зацепиться за приближающуюся платформу. Как только лыжи коснуться снега, вставайте и свободной рукой оттолкните себя в сторону от сиденья. Быстро откатитесь в сторону, чтобы избежать удара сиденьем по голове или по спине.

Наклонитесь вперед и оттолкнитесь, когда лыжи коснуться снега.

Кабины на тросе, фуникулеры и прочее

Впервые кабинные тросовые подъемник сделали в 1935 году в Швейцарии, тогда как зубчатые железные дороги (фуникулеры) появились в прошлом столетии. Они открывают самый прямой путь на гору, хотя старые подъемники могут оказаться чрезвычайно медленными. Для пользования такими подъемниками не нужны специальные навыки, любой, кто пользовался эскалаторами в городе будет чувствовать себя как дома.

Другие типы подъемников

За пределами широко известных курортов Вы можете столкнуться с древними и странными конструкциями. В Италии это будет странная клетка, которую Вам придется ставить на длинную платформу. В Восточной Европе Вам придется использовать особой формы кусок железа, чтобы зацепиться за подъемный трос.

Если Вам довелось кататься в таких экзотических местах, будьте готовы к такого рода сюрпризам - и пропустите кого-нибудь вперед.

Мудрец избегает всякой крайности - Лао-Цзы